«Создать моду на будущее»: как внедрить культуру долгосрочных сбережений в компаниях
В рамках выступления она представила кейс внедрения программы долгосрочных сбережений (ПДС) в компании, где изначально не было корпоративной пенсионной программы.
Как отметила Колбасина, запросы работодателей варьируются: одни считают, что «НПФ закрывает тему и все вопросы», другие хотят, чтобы сотрудники «думали о пенсии и умели копить», а третьи осознают, что тема долгосрочных накоплений волнует персонал, и готовы ее поднимать.
Диагностика: Низкая осведомленность и доверие
Первым шагом в реализации проекта стал опрос целевой группы сотрудников 35-45 лет. Его результаты показали низкую стартовую вовлеченность в тему:
· Осведомленность о ПДС была на уровне 13%.
· Только 1,3% уже участвовали в программе, а 18% имели личный пенсионный план.
· Главными финансовыми целями были краткосрочные и среднесрочные нужды: подушка безопасности (47%), погашение кредитов (44%), отпуск (23%).
· Самые популярные инструменты сбережений — наличные «под подушкой» (53%) и банковские вклады (46%).
· Уровень доверия к НПФ оказался низким: 25% респондентов прямо заявили, что не доверяют этим институтам.
«Главные барьеры для участия в ПДС, которые мы выявили, — это недостаток информации (41%), отсутствие свободных денег (32%) и нехватка времени (15%). Недоверие к инструменту и отсутствие интереса оказались на втором плане», — прокомментировала Наталья Колбасина.
Стратегия: От «добро» руководства до многослойной коммуникации
Получив поддержку руководства, которое видело в программе повышение лояльности, снижение текучки и конкурентное преимущество на рынке труда, команда запустила комплекс мероприятий.
«Мы создали информационное поле, используя разные форматы: от интервью с топ-менеджерами на корпоративном портале до паблик-тока с финансовым советником в формате подкаста», — пояснила спикер.
Особое внимание уделили работе с психологическими установками. Для этого была организована финансовая экскурсия «Взломай свой денежный сценарий» — квест-расследование по следам успехов и ошибок известных предпринимателей и меценатов прошлого.
«Это формат, который дает финансовую грамотность через сторителлинг и городскую среду. Он помогает понять связь характера и денежных решений, а вдохновляющие кейсы и сенсорный опыт создают мощную мотивацию для изменений», — отметила Колбасина.
Результаты и планы
За полгода реализации проекта доля сотрудников целевой группы, имеющих пенсионный план, выросла с 18% до 39%. Количество участников ПДС увеличилось до 6%.
«Цель на следующий год — довести эти показатели до 60% и 20% соответственно», — заявила Наталья Колбасина.
Для этого в планах на 2026 год — запуск механики челленджа через бота с консультационной поддержкой и организация экскурсии в Банк России или офис НПФ.
Ключевые выводы
По итогам выступления Наталья Колбасина сформулировала условия для успешного внедрения культуры сбережений в корпоративной среде:
1. Стратегическая основа — ясное понимание руководством целей программы (лояльность, снижение текучки).
2. Многослойная коммуникация — создание информационного поля через разные каналы и форматы.
3. Вовлекающее обучение — переход от теории к практике с помощью вебинаров, экскурсий и челленджей.
4. Экосистема заботы — формирование поддерживающей среды, где система лояльности и консультации помогают сотрудникам делать осознанный финансовый выбор.