Эксперты финансового рынка обсудили вызовы программы долгосрочного сбережения
31 октября 2025 года, во Всемирный день сбережений в офисе АО «Специализированный депозитарий «ИНФИНИТУМ» прошла отраслевая дискуссия «Долгосрочные накопления граждан: почему россияне не хотят копить?». Мероприятие объединило руководителей и экспертов НПФ, банковских учреждений и регуляторов для поиска новых решений в области развития культуры финансового планирования.
Ключевой панельной дискуссией стала пленарная сессия «ПДС — текущие вызовы и новые возможности». Модератором выступал Глеб Покатович — врио директора НИФИ Минфина России. Вместе с экспертами — Наталией Каменской, начальником Отдела регулирования негосударственных пенсионных фондов Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации, Людмилой Пресняковой, советником руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации, и Алексеем Денисовым, вице-президентом Национальной Ассоциации Негосударственных Пенсионных Фондов (НАПФ) и другими участниками в основной части обсудили регуляторные тренды, барьеры рынка, влияние финансовой психологии, наджинг и перспективы развития программы долгосрочных сбережений.
Глеб Покатович, врио директора НИФИ Минфина России, представил анализ факторов, влияющих на участие в программе: «Уровень осведомленности о ПДС даже с поправкой на нашу выборку очень впечатляет. Вот, что побуждает людей включаться в программу — это софинансирование (26,5%), доходность (22%) и возможность управлять накоплениями (16%)».
Наталия Каменская, начальник отдела регулирования негосударственных пенсионных фондов Департамента финансовой политики Минстерства финансов РФ прокомментировала результаты: «Мы тщательно отбирали варианты передачи информации о важности участия в программе, учитывая ценности каждого человека, каждой семьи. Сделали понятной для обычных людей, чтобы донести до них суть программы. Объясняя, зачем это нужно, мы показываем, что с помощью ПДС можно научиться финансово планировать, ответственно подходить к расходам, иметь гарантированный доход и безопасные сбережения».
Обсуждая проблемы программы, эксперты отмечают важность работы с ценностями и установками граждан, а также с восприятием пенсионного возраста. «Когда речь идет о пенсии, эта тема у нас стигматизированная. Люди боятся старости, воспринимают ее как неприятное время жизни. Один из подходов — работать с более приятным образом старости, показывать примеры активного долголетия, которого можно достичь также с помощью участия в ПДС» отметила Людмила Преснякова, советник руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России.
Алексей Денисов, вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) при этом отметил важность личной работы с гражданами, отметил важность вклада компаний и поблагодарил фонды за активную работу. «Личное общение важно не только с гражданами, но и с руководителями. Когда лицом к лицу объясняешь руководителю, он понимает, что эта программа постепенно становится частью социального пакета. Мы часто сравниваем с ДМС — человек приходит на работу и спрашивает: "А у вас есть ДМС?" Это уже обычной практикой стало. Когда граждане начнут спрашивать: "А есть ли у вас корпоративная пенсионная программа, делаете ли взносы по ПДС от работодателя?" — это будет еще один виток увеличения количества клиентов по программе», — отметил он.
Следующим блоком встречи стал доклад Евгении Блискавки, эксперта НИФИ Минфина и основателя НЦФГ, «Не только цифры: что стоит за финансовым поведением клиентов». Она представила данные опроса, раскрывающего психологические аспекты принятия финансовых решений, и показала, как инструменты поведенческой экономики могут повысить эффективность клиентских коммуникаций.
Практической составляющей мероприятия стал доклад Натальи Колбасиной, руководителя корпоративных программ благополучия «ФинЗдоровье» НЦФГ. На примере реального кейса она продемонстрировала, как интеграция программ долгосрочных сбережений в корпоративную культуру помогает мотивировать сотрудников к регулярным пенсионным накоплениям.
Завершила основную программу Анна Деньгина, руководитель НЦФГ, с докладом «Культура сбережений и долгосрочного планирования с детства». Она объяснила, что фундамент финансового поведения закладывается в раннем возрасте, и представила социальный проект «коплю-трачу-ПОМОГАЮ.рф», направленный на формирование здоровых финансовых привычек у детей и подростков.
Мероприятие, организованное НИФИ Минфина, АНО «Национальный центр финансовой грамотности» и спецдепозитария ИНФИНИТУМ, позволило участникам не только получить актуальную информацию от первых лиц рынка, но и сформировать новые идеи для продуктовых и маркетинговых стратегий. Итоги и ключевые выводы дискуссии в разрезе всех выступлений доступны на портале культура-денег.рф.