Провести один 90-минутный вебинар, который комплексно решит все вопросы финансовой грамотности сотрудников, — невозможно. Об этом рассказала Анна Деньгина, руководитель Национального центра финансовой грамотности (НЦФГ), в ходе своего открытого эфира, посвященного методикам повышения финансовой грамотности в компаниях.
Запрос от HR-специалистов и менеджеров по благополучию чаще звучит так: «Проведите вебинар, где расскажите сразу всё — от управления личным бюджетом до инвестиций и налоговых вычетов». Однако такой подход не работает.
Почему один вебинар не эффективен?
Анна Деньгина выделила три ключевые причины:
Что делать компаниям?
Вместо разовых мероприятий Анна Деньгина рекомендует переходить к комплексному и стратегическому планированию: «Если вы хотите реально помочь сотрудникам, а не просто поставить галочку, нужно смотреть на формирование финансовой культуры как на дорожную карту на год, а в идеале — на пять лет».
Анна Деньгина предложила компаниям для начала ответить на четыре ключевых вопроса:
Альтернатива «вебинару обо всём»
Если возможности для запуска большой программы нет, можно провести один вебинар, но с правильно сформированными ожиданиями. Например, посвятить его не всей финансовой грамотности, а одной практической теме: финансовой диагностике. На таком вебинаре можно дать сотрудникам инструмент, например, чек-лист или опросник, который поможет им самостоятельно оценить свою финансовую ситуацию и определить точки роста.
Тренды осеннего сезона
Эксперт также выделила ключевые темы, актуальные для программ финансового благополучия в компаниях этой осенью:
Анна Деньгина подчеркнула, что развитие финансовой грамотности сотрудников — это не разовая акция, а элемент корпоративной культуры и вклад в долгосрочное благополучие команды.
Посмотрите вебинар, чтобы выделить для себя важные моменты, о которых мы намерено ещё не написали.
Просмотр через бот в телеграм
Запрос от HR-специалистов и менеджеров по благополучию чаще звучит так: «Проведите вебинар, где расскажите сразу всё — от управления личным бюджетом до инвестиций и налоговых вычетов». Однако такой подход не работает.
Почему один вебинар не эффективен?
Анна Деньгина выделила три ключевые причины:
- Объем темы. Финансовая грамотность — это целая сфера. В России есть официальный документ — «Рамка компетенций по финансовой грамотности», который включает 9 предметных областей (деньги, планирование, риски, цифровая среда и др.). Каждая область содержит блоки знаний, умений и поведенческих установок. Уместить это в полуторачасовой формат без потери качества невозможно.
- Особенности восприятия взрослых. Взрослые люди воспринимают информацию через призму практической пользы. Им нужны не абстрактные знания, а конкретные смыслы и ответы на вопрос «Как это применить в моей жизни?». Кроме того, продуктивное внимание взрослого человека длится в лучшем случае 40-60 минут, а концентрация на одном логическом блоке — всего 5-10 минут. Перегруженный информацией вебинар создает эффект «белого шума», после которого слушатели не могут выделить главное.
- Разнородность аудитории. В одной компании сотрудники сильно различаются по возрасту, доходу, семейному положению и финансовому опыту. То, что интересно и понятно 25-летнему зумеру, может быть бесполезно для 50-летнего сотрудника с семьей и ипотекой. Собрать вебинар, который будет одинаково ценен для всех, — задача со звездочкой.
Что делать компаниям?
Вместо разовых мероприятий Анна Деньгина рекомендует переходить к комплексному и стратегическому планированию: «Если вы хотите реально помочь сотрудникам, а не просто поставить галочку, нужно смотреть на формирование финансовой культуры как на дорожную карту на год, а в идеале — на пять лет».
Анна Деньгина предложила компаниям для начала ответить на четыре ключевых вопроса:
- Зачем это нужно компании? (Повышение продуктивности, забота о благополучии, KPI по ESG).
- Для кого мы это делаем? (Сегментирование аудитории по возрастам, должностям, потребностям).
- Что именно мы будем делать? (Выбор тем на основе запросов сотрудников).
- Как мы будем это делать? (Формат: вебинары, марафоны, асинхронные видео, чат-боты).
Альтернатива «вебинару обо всём»
Если возможности для запуска большой программы нет, можно провести один вебинар, но с правильно сформированными ожиданиями. Например, посвятить его не всей финансовой грамотности, а одной практической теме: финансовой диагностике. На таком вебинаре можно дать сотрудникам инструмент, например, чек-лист или опросник, который поможет им самостоятельно оценить свою финансовую ситуацию и определить точки роста.
Тренды осеннего сезона
Эксперт также выделила ключевые темы, актуальные для программ финансового благополучия в компаниях этой осенью:
- снижение ключевой ставки и новые финансовые стратегии;
- программа долгосрочных сбережений (ПДС);
- искусственный интеллект в управлении личными финансами;
- налоговые вычеты и борьба с кибермошенничеством;
- финансовая психология: как установки и «ловушки мозга» мешают копить и инвестировать.
Анна Деньгина подчеркнула, что развитие финансовой грамотности сотрудников — это не разовая акция, а элемент корпоративной культуры и вклад в долгосрочное благополучие команды.
Посмотрите вебинар, чтобы выделить для себя важные моменты, о которых мы намерено ещё не написали.
Просмотр через бот в телеграм