Креативные индустрии — кино, сериалы, анимация и музыка — становятся новым инструментом формирования финансовой культуры в России. Об этом заявили эксперты на панельной сессии «Развитие финансовой культуры во взаимодействии с креативными индустриями» в рамках Российской Креативной Недели.
Дискуссия, организованная при участии Банка России, Минфина и ведущих медиакомпаний, показала сдвиг в государственной стратегии: от простого обучения финансовой грамотности — к формированию глубоких ценностей через искусство и развлечения.
От грамотности к культуре: почему нужен новый подход
Как отметила Людмила Преснякова из Банка России, предыдущая стратегия была сфокусирована на передаче знаний через образование. Хотя это дало результаты — молодежь сегодня финансово грамотнее взрослых, — у такого подхода есть потолок.
«Мы поняли, что упираться только в передачу знания... этого недостаточно. Поэтому мы сейчас говорим о финансовой культуре. Грамотность – это знания... а культура – это про ценности и установки», — заявила Преснякова.
Среди ключевых ценностей, которые необходимо прививать, эксперты выделили:
Креатив как «волшебная таблетка»
Исследования, проведенные НИФИ Минфина, подтверждают запрос общества на такой контент. Согласно данным, которые привел врио директора института Глеб Покатович, 86% опрошенных уверены, что фильмы, сериалы и игры могут формировать полезные финансовые привычки, а 70% молодых людей хотят видеть его больше.
«Для того, чтобы знания превратились в образ жизни, они должны как-то это впитать, они должны это воспринять на уровне каких-то ценностей и установок. Здесь, конечно, требуются неординарные решения», — подчеркнул Покатович.
Успешные кейсы: от «Смешариков» до жестких реалити
Уже сейчас есть примеры успешного взаимодействия.
Что дальше?
Эксперты сошлись во мнении, что для прорыва необходимо не просто заказывать контент «сверху», а выстраивать партнерские отношения с креативной индустрией, доверяя ей и привлекая к совместной работе.
«Задача, которую ни один игрок на этом поле не решит в одиночку. Она требует объединения усилий, она требует разных подходов, и давайте объединяться», — резюмировала Людмила Преснякова.
Одной из практических идей, прозвучавших на сессии, стало предложение о проведении специального питчинга проектов по финансовой грамотности для креаторов, который мог бы стать источником новых идей и форматов.
Посмотреть видео с сессии по ссылке
Дискуссия, организованная при участии Банка России, Минфина и ведущих медиакомпаний, показала сдвиг в государственной стратегии: от простого обучения финансовой грамотности — к формированию глубоких ценностей через искусство и развлечения.
От грамотности к культуре: почему нужен новый подход
Как отметила Людмила Преснякова из Банка России, предыдущая стратегия была сфокусирована на передаче знаний через образование. Хотя это дало результаты — молодежь сегодня финансово грамотнее взрослых, — у такого подхода есть потолок.
«Мы поняли, что упираться только в передачу знания... этого недостаточно. Поэтому мы сейчас говорим о финансовой культуре. Грамотность – это знания... а культура – это про ценности и установки», — заявила Преснякова.
Среди ключевых ценностей, которые необходимо прививать, эксперты выделили:
- Ответственность за свое финансовое поведение.
- Долгосрочное планирование, а не стратегия «авось».
- Доверие в обществе, которое напрямую влияет на экономический рост.
Креатив как «волшебная таблетка»
Исследования, проведенные НИФИ Минфина, подтверждают запрос общества на такой контент. Согласно данным, которые привел врио директора института Глеб Покатович, 86% опрошенных уверены, что фильмы, сериалы и игры могут формировать полезные финансовые привычки, а 70% молодых людей хотят видеть его больше.
«Для того, чтобы знания превратились в образ жизни, они должны как-то это впитать, они должны это воспринять на уровне каких-то ценностей и установок. Здесь, конечно, требуются неординарные решения», — подчеркнул Покатович.
Успешные кейсы: от «Смешариков» до жестких реалити
Уже сейчас есть примеры успешного взаимодействия.
- «Смешарики». Анимационный проект «Азбука финансовой грамотности со Смешариками», созданный при поддержке Минфина, набрал более 200 миллионов просмотров. Как рассказала директор по стратегическим партнерствам ГК «Рики» Анжелика Воскобойник, проект в доступной форме объясняет детям и родителям основы инвестиций, кредитов и формирования «подушки безопасности».
- «Развлечеба». Телеканал СТС Kids создал образовательный мультсериал, где одна из рубрик посвящена финансовой грамотности. «Детям интересно, что будет, если каждый день откладывать по 10 рублей», — отметила программный директор канала Елена Суханова.
- «Финансовое рабство. Побег». Продюсер Михаил Бородкин представил тизер социального реалити-шоу, которое на примере реальных людей, погрязших в долгах, будет показывать пути выхода из кризиса. Такой «проблемный» контент, по мнению автора, способен резко повысить вовлеченность взрослой аудитории.
Что дальше?
Эксперты сошлись во мнении, что для прорыва необходимо не просто заказывать контент «сверху», а выстраивать партнерские отношения с креативной индустрией, доверяя ей и привлекая к совместной работе.
«Задача, которую ни один игрок на этом поле не решит в одиночку. Она требует объединения усилий, она требует разных подходов, и давайте объединяться», — резюмировала Людмила Преснякова.
Одной из практических идей, прозвучавших на сессии, стало предложение о проведении специального питчинга проектов по финансовой грамотности для креаторов, который мог бы стать источником новых идей и форматов.
Посмотреть видео с сессии по ссылке