Время чтения: 4 минуты
Наджинг и все такое

Эксперты по поведенческой экономике ввели термин «наджинг» — деликатный и результативный формат воздействия на выбор. Как применять его в ежедневных ситуациях, объясняет Евгения Блискавка, независимый эксперт по дизайну финансового поведения.

Что такое наджинг
Наджинг (от англ. nudge — «подтолкнуть») — это способ помочь человеку принять решение с помощью ненавязчивых подсказок, сигналов и стимулов, не лишая его свободы выбора. Ему как бы подсвечивается оптимальная траектория, но сам шаг в нужную сторону человек делает самостоятельно.

Термин «наджинг» сравнительно свежий: его предложили поведенческие экономисты Ричард Талер и Касс Санстейн в 2008 году. В книге «Nudge. Архитектура выбора» они описывают два режима принятия решений — рациональный и автоматический. Смысл наджинга в том, чтобы мягко направить человека к более удачному выбору, сделав этот вариант самым естественным и «по умолчанию» автоматическим.
Как наджинг развивается
в сфере финансового
поведения

Деньги сильно влияют на качество жизни. Финансовый стресс цепляет почти все сферы сразу:

  • 56% — психологическое состояние и настроение;
  • 19% — семейные отношения и отношения с родственниками;
  • 17% — здоровье;
  • 10% — отношения с коллегами и друзьями;
  • 22% — падает мотивация к работе*.
Похожую картину показывают и данные по Европе: люди отмечают, что финансовый стресс ухудшает эмоциональное состояние (64%), социальную жизнь (58%), физическое самочувствие (59%), сон (57%), повседневные дела (57%), отношения (53%) и продуктивность на работе (51%)**.

На то, какие финансовые решения мы принимаем, влияет множество аспектов:

  • темперамент,
  • установки,
  • окружение,
  • когнитивные искажения,
  • настроение,
  • знания,
  • опыт.

В итоге решения нередко оказываются нерешительными или импульсивными, а стресс — сильнее.

Классическая «финансовая грамотность» как просветительская программа не всегда меняет поведение и результаты. Это подтверждают исследования D. Fernandes, T. Kaiser, B. C. Madrian, J. J. Choi. При этом психология уже показывает ощутимую пользу для финансового благополучия.***

У 70% взрослых россиян выявляются ограничивающие финансовые убеждения по Тесту Клонца — опроснику монетарных аттитюдов. У тех, чьи установки выходят за пределы «коридора нормы», уровень финансового благополучия в 2,5 раза ниже. ****

Цели работают!
Когда у человека есть финансовые цели, у него чаще получается сберегать, инвестировать и управлять бюджетом. Сравнение тех, у кого цели есть, с теми, у кого их нет:

  • подушка безопасности: 90% против 56%;
  • защита от финансовых рисков: 51% против 29%;
  • сбережения: 81% против 29%;
  • инвестиции: 35% против 16%.
Результаты дает и «включение» медленной, аналитической системы мышления. Крупные игроки уже помогают не просто покупать продукты, а принимать взвешенные решения:

  • Vanguard — калькуляторы и программы, которые связывают вложения с личными целями;
  • Prudential — симуляции будущих сценариев (образование детей, пенсия), чтобы увидеть последствия решений;
  • MetLife — инструменты семейного планирования, смещающие фокус с «здесь и сейчас» к будущим поколениям.
Мир финансов переживает тихую революцию. Мы начинаем понимать, что финансовое здоровье — это не про сложные расчеты, а про психологию, цели и правильные привычки. Есть огромное количество исследований, кейсов и практических инструментов, которые помогают снижать стресс, повышать качество жизни и строить осознанные отношения с деньгами. В рамках этой колонки я буду рада делиться с вами самыми интересными находками, идеями и мыслями на эту тему. Ведь "наджинг и все такое" — это и есть ключ к финансовому благополучию клиентов/сотрудников/самих себя — Блискавка Евгения
Источники:
* «Влияние финансовых проблем на трудовую сферу жизни россиян», НАФИ, 2020.
** TFI Consumer Research «On financial health in Europe», 2021.
*** TFI Consumer Research «On financial health in Europe», 2021.
**** Дипломная работа Блискавка Е. А., Московский институт психологии, 2024.